СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ „ОДЕЖДА», „КОСТЮМ», „ПЛАТЬЕ»
Во многих европейских языках существует несколько терминов для обозначения понятия «одежда».
1. Во всех языках Европы есть заимствование из итальянского языка «costume» — «обычай, привычка».
2. В каждом языке есть слово, подобное русскому одежда, одеваться, то есть «облекаться во что-то постороннее». В немецком это «die Tracht» от «Tragen» — «носить»; во французском - «I’habit» от «habiter» — «жить, населять».
3. В национальных языках есть слово, которое объединяет в себе значения двух предыдущих терминов. В русском языке таким является слово платье или наряды, в немецком - das Kleid, во французском - la robe.
Часто эти термины используются как синонимы, но для работы иногда целесообразно различать одежду и костюм.
Одежда выполняет утилитарное назначение платья: облекает, изолирует, скрывает тело от окружающей среды. Это — материальная функция платья, его практическая сторона, вещь, предмет носки.
Костюм обозначает бытовую традицию, которой следует общество (или группа). Эти общепризнанные привычки нигде не записаны, но все же соблюдаются. Костюм — это стилистическая функция платья, выражаемая в образной стороне туалета, это знак смысла. Он выделяет отдельного человека из массы и внешне дифференцирует общественные слои. Например, шлейф является символом достоинства, ожерелье подчеркивает изящность шеи и может быть символом власти, эполеты увеличивают ширину и крепость плеч и символизируют воина и защитника, шлем с козырьком придает фигуре устремленность и т.п. Одежда и костюм сосуществуют неразрывно. Платье является одновременно и вещью технической и произведением искусства.
Одежда всех эпох делится на три вида:
1. Драпированная, то есть не имеющая швов.
2. Накладная, то есть надеваемая через голову, сшитая по бокам.
3. Распашная, то есть имеющая впереди разрез сверху донизу.
Костюм имеет четыре вида:
1. Живописный.
2. Архитектонический.
3. Пластический.
4. Декоративный.
Живописная форма — это преддверие костюма. Она не столько прикрывает тело, сколько служит целям магической защиты, проявляясь в виде татуировки, раскраски тела и украшения его перьями, ожерельями из раковин, черепов и других подобных предметов, в использовании браслетов и колец. Появляется такой костюм там, где личность еще не существует, а находится внутри племенного «Я». Татуировка метит человека, и соплеменники могут сказать: «О, это наш человек». Но даже тогда, когда татуировка особыми знаками выделяет вождя или жреца, эти знаки не есть проявление индивидуальности. Они — традицией освященные знаки, отмечающие жреца как носителя опреде ленных функций. Это передается каждому служителю культа из поколения в поколение.